Герой истории Б. Функции и предназначение.
Сегодня хочу рассмотреть, кто же такой герой линии Б. Это второстепенный персонаж или один из главных?
Довольно часто случается, что один из второстепенных, как мы считаем, персонажей в фильме или сериале привлекает нас больше, чем главный герой. Мы и сопереживаем ему больше, и вообще он ярче, а иногда даже активнее главного героя. И совсем не удивляемся, когда у таких персонажей появляется свой собственный сериал или сиквел с их участием в главной роли.
Конечно, линий может быть несколько, как и главных героев. Но именно этот персонаж несёт на себе вспомогательную функцию – он тоже двигает историю, наравне с протагонистом и антагонистом. И самое главное, он помогает герою на его тернистом пути. Согласитесь, сложно назвать такого персонажа второстепенным, поэтому я называю его полу-главный герой и считаю, что в каждом хорошем фильме или сериале просто жизненно необходим такой персонаж.
Каковы же функции и типажи такого персонажа? Их большое количество. Я расскажу о главных:
РАССКАЗЧИК – персонаж, с точки зрения которого ведётся повествование. Он показывает мир, рассказывает предысторию и представляет героев. Так же в его задачи входит делать выводы и описывать чувства героев. Он похож на рассказчика в книге, но более сдержанного, мы ведь смотрим кино, а не читаем роман. Мы можем никогда не увидеть этого персонажа, но доверяем ему безоговорочно. Типажи: журналист, наблюдатель, сосед, родственник или друг героя.
ДРУГ – В задачи этого персонажа входи всевозможная поддержка ГГ. Моральная, материальная, но всегда бескорыстная. Друг всегда придёт на помощь и ничего не попросит взамен. Однако друг может быть так же отражением главного героя, лучшей или худшей его версией. Он всегда откровенно укажет на недостатки и в центральном поворотном событии подскажет верное решение, к которому, естественно, ГГ не прислушается. Наблюдая за историей со стороны, Друг является ориентиром, следуя которому ГГ, в итоге, придёт к цели. Это некий моральный компас для главного героя.
СОВЕТЧИК – этот персонаж необходим для того, чтобы направить на путь истинный главного героя. Обычно это мудрый человек с жизненным опытом и некоторой травмой в прошлом. Иногда, такой персонаж ассоциирует главного героя с собой молодым и хочет уберечь его от ошибок. Советчика хорошо использовать, когда главный герой молод и неопытен. Типажи: учитель, мудрый старик, бывалый воин, отец, старшая подруга, вождь и т.д.
ПОМОЩНИК/ЗАЩИТНИК – Для такого персонажа характерны сила, ум или хитрость. По отдельности или вместе - решать автору. Им может быть таинственный спаситель, телохранитель, умный учёный, изобретатель или программист, хитрый мошенник или волшебник. Он помогает герою в трудных ситуациях и движут им личные интересы, корысть, долг или любовь. Нужно помнить, что этот персонаж никогда не помогает просто так. По крайней мере в начале истории.
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ – Роль такого персонажа ввязывать ГГ в неприятности своими идеями или наоборот, находить спасение в трудных ситуациях. Обычно это активный, брызжущий энергией оптимист всезнайка. Он частенько падает на самое дно, и тянет за собой ГГ, но никогда не унывает, ведь у него всегда на подхвате новая ещё более увлекательная, а иногда и безрассудная, идея спасения. Типажи: всезнайка, псевдо ловелас, безрассудный авантюрист, у которого шило в .опе, не унывающий неудачник, сорвиголова.
ФИЛОСОФ – Этот персонаж обычно спокоен и рассудителен, саркастичен и красноречив. Иногда он смотрит на людей свысока, ведь они не обладают той мудростью, которой владеет он. Практически на каждую ситуацию у него есть цитата, хокку или осуждающе поднятая бровь. Но за своим прохладным обликом он скрывает тёплое и искреннее отношение к ГГ. Своими рассуждениями он подталкивает ГГ к единственно верному решению, предварительно взвесив все за и против. Так же в его задачи, как и в задачи РАССКАЗЧИКА, входит обязанность делать выводы из ситуаций и анализировать ошибки ГГ. Типажи: Псевдо-соперник, брат или сестра, командир группы, провидец и т.д.
ШУТ – Задачи этого персонажа разряжать обстановку. Такие персонажи могут быть полезны везде, где есть напряжённая атмосфера, требующая постоянного эмоционального напряжения зрителя. Такой персонаж сгладит трагичность ситуации, даст передышку после тяжёлого момента и зарядит оптимизмом в ситуации, из которой, казалось бы, нет выхода. Достаточно всего одного шута, чтобы устроит зрителю эмоциональные качели и держать его внимание на протяжении фильма или серии. Причем, когда наступает период падения на дно, он падает вместе со всеми, но из-за неспособности долго унывать, быстро встряхивается и, зачастую невольно, подсказывает герою план Б. Типажи: придурковатый друг, неудачливый супергерой, самый неопытный в команде, изгой.
ПСЕВДО - ПРЕДАТЕЛЬ – Это очень интересный персонаж с двойным дном. Положительный герой, который в какой-то момент предаёт ГГ ради какой-то личной выгоды. Далее, он либо осознаёт свою ошибку и возвращается на светлую сторону, либо мы узнаём, что предательство не что иное, как обманный манёвр, чтобы помогать герою из стана врага. Интересен он тем, что за фильм мы успеваем и полюбить, и возненавидеть, и снова полюбить этого персонажа. Конечно, бывают и исключения, и псевдо-предатель оказывается настоящим, но я бы не стала считать его персонажем истории Б. Типажи: близкий друг или родственник, сослуживец, перебежчик, безответно влюблённый, тайный завистник или соперник.
ЖЕРТВА – У этого персонажа самая трагичная история. Он обычно жертвует собой, ради будущего человечества, ради любви, ради жизни ГГ и ещё много ради чего. И чтобы от потери зрителю было очень больно, это обычно неоднозначный персонаж, которым он очень проникся. Пожертвовать собой ради некой победы - величайшая честь для персонажа, но терять такого героя очень тяжело, поэтому они частенько чудесным способом воскресают в сиквелах или вторых сезонах. Такой герой может миксовать в себе и другие вышеперечисленные функции персонажа истории Б, а также, быть псевдо-антагонистом.
Общее для всех героев истории Б то, что они всегда на шаг позади ГГ, но именно с их подачи Главный герой переосмысливает ситуацию и от плана А, переходит к плану Б, который почти всегда приводит к победе.
Конечно, это не все функции и типажи персонажа истории Б, я лишь перечислила свои варианты. Если у вас есть свои, добавляйте их в комментариях.
Провела исследование и подготовила Фролова Лидия
Сегодня хочу рассмотреть, кто же такой герой линии Б. Это второстепенный персонаж или один из главных?
Довольно часто случается, что один из второстепенных, как мы считаем, персонажей в фильме или сериале привлекает нас больше, чем главный герой. Мы и сопереживаем ему больше, и вообще он ярче, а иногда даже активнее главного героя. И совсем не удивляемся, когда у таких персонажей появляется свой собственный сериал или сиквел с их участием в главной роли.
Конечно, линий может быть несколько, как и главных героев. Но именно этот персонаж несёт на себе вспомогательную функцию – он тоже двигает историю, наравне с протагонистом и антагонистом. И самое главное, он помогает герою на его тернистом пути. Согласитесь, сложно назвать такого персонажа второстепенным, поэтому я называю его полу-главный герой и считаю, что в каждом хорошем фильме или сериале просто жизненно необходим такой персонаж.
Каковы же функции и типажи такого персонажа? Их большое количество. Я расскажу о главных:
РАССКАЗЧИК – персонаж, с точки зрения которого ведётся повествование. Он показывает мир, рассказывает предысторию и представляет героев. Так же в его задачи входит делать выводы и описывать чувства героев. Он похож на рассказчика в книге, но более сдержанного, мы ведь смотрим кино, а не читаем роман. Мы можем никогда не увидеть этого персонажа, но доверяем ему безоговорочно. Типажи: журналист, наблюдатель, сосед, родственник или друг героя.
ДРУГ – В задачи этого персонажа входи всевозможная поддержка ГГ. Моральная, материальная, но всегда бескорыстная. Друг всегда придёт на помощь и ничего не попросит взамен. Однако друг может быть так же отражением главного героя, лучшей или худшей его версией. Он всегда откровенно укажет на недостатки и в центральном поворотном событии подскажет верное решение, к которому, естественно, ГГ не прислушается. Наблюдая за историей со стороны, Друг является ориентиром, следуя которому ГГ, в итоге, придёт к цели. Это некий моральный компас для главного героя.
СОВЕТЧИК – этот персонаж необходим для того, чтобы направить на путь истинный главного героя. Обычно это мудрый человек с жизненным опытом и некоторой травмой в прошлом. Иногда, такой персонаж ассоциирует главного героя с собой молодым и хочет уберечь его от ошибок. Советчика хорошо использовать, когда главный герой молод и неопытен. Типажи: учитель, мудрый старик, бывалый воин, отец, старшая подруга, вождь и т.д.
ПОМОЩНИК/ЗАЩИТНИК – Для такого персонажа характерны сила, ум или хитрость. По отдельности или вместе - решать автору. Им может быть таинственный спаситель, телохранитель, умный учёный, изобретатель или программист, хитрый мошенник или волшебник. Он помогает герою в трудных ситуациях и движут им личные интересы, корысть, долг или любовь. Нужно помнить, что этот персонаж никогда не помогает просто так. По крайней мере в начале истории.
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ – Роль такого персонажа ввязывать ГГ в неприятности своими идеями или наоборот, находить спасение в трудных ситуациях. Обычно это активный, брызжущий энергией оптимист всезнайка. Он частенько падает на самое дно, и тянет за собой ГГ, но никогда не унывает, ведь у него всегда на подхвате новая ещё более увлекательная, а иногда и безрассудная, идея спасения. Типажи: всезнайка, псевдо ловелас, безрассудный авантюрист, у которого шило в .опе, не унывающий неудачник, сорвиголова.
ФИЛОСОФ – Этот персонаж обычно спокоен и рассудителен, саркастичен и красноречив. Иногда он смотрит на людей свысока, ведь они не обладают той мудростью, которой владеет он. Практически на каждую ситуацию у него есть цитата, хокку или осуждающе поднятая бровь. Но за своим прохладным обликом он скрывает тёплое и искреннее отношение к ГГ. Своими рассуждениями он подталкивает ГГ к единственно верному решению, предварительно взвесив все за и против. Так же в его задачи, как и в задачи РАССКАЗЧИКА, входит обязанность делать выводы из ситуаций и анализировать ошибки ГГ. Типажи: Псевдо-соперник, брат или сестра, командир группы, провидец и т.д.
ШУТ – Задачи этого персонажа разряжать обстановку. Такие персонажи могут быть полезны везде, где есть напряжённая атмосфера, требующая постоянного эмоционального напряжения зрителя. Такой персонаж сгладит трагичность ситуации, даст передышку после тяжёлого момента и зарядит оптимизмом в ситуации, из которой, казалось бы, нет выхода. Достаточно всего одного шута, чтобы устроит зрителю эмоциональные качели и держать его внимание на протяжении фильма или серии. Причем, когда наступает период падения на дно, он падает вместе со всеми, но из-за неспособности долго унывать, быстро встряхивается и, зачастую невольно, подсказывает герою план Б. Типажи: придурковатый друг, неудачливый супергерой, самый неопытный в команде, изгой.
ПСЕВДО - ПРЕДАТЕЛЬ – Это очень интересный персонаж с двойным дном. Положительный герой, который в какой-то момент предаёт ГГ ради какой-то личной выгоды. Далее, он либо осознаёт свою ошибку и возвращается на светлую сторону, либо мы узнаём, что предательство не что иное, как обманный манёвр, чтобы помогать герою из стана врага. Интересен он тем, что за фильм мы успеваем и полюбить, и возненавидеть, и снова полюбить этого персонажа. Конечно, бывают и исключения, и псевдо-предатель оказывается настоящим, но я бы не стала считать его персонажем истории Б. Типажи: близкий друг или родственник, сослуживец, перебежчик, безответно влюблённый, тайный завистник или соперник.
ЖЕРТВА – У этого персонажа самая трагичная история. Он обычно жертвует собой, ради будущего человечества, ради любви, ради жизни ГГ и ещё много ради чего. И чтобы от потери зрителю было очень больно, это обычно неоднозначный персонаж, которым он очень проникся. Пожертвовать собой ради некой победы - величайшая честь для персонажа, но терять такого героя очень тяжело, поэтому они частенько чудесным способом воскресают в сиквелах или вторых сезонах. Такой герой может миксовать в себе и другие вышеперечисленные функции персонажа истории Б, а также, быть псевдо-антагонистом.
Общее для всех героев истории Б то, что они всегда на шаг позади ГГ, но именно с их подачи Главный герой переосмысливает ситуацию и от плана А, переходит к плану Б, который почти всегда приводит к победе.
Конечно, это не все функции и типажи персонажа истории Б, я лишь перечислила свои варианты. Если у вас есть свои, добавляйте их в комментариях.
Провела исследование и подготовила Фролова Лидия